УО развитии пульмонологической помощи населению Республики ТатарстанФ

ПРИКАЗ

№ 280 от 29 апреля 1998 г.

"О развитии пульмонологической помощи населению Республики Татарстан"

Неспецифические заболевания органов дыхания занимают одно из ведущих мест в структуре заболеваемости и определяют в значительной мере уровень временной утраты трудоспособности, инвалидности и смертности населения. В Республике Татарстан в 1997 году заболеваемость болезнями органов дыхания составила 3150 на 100 тыс. населения и занимала первое место в структуре заболеваемости с временной утратой трудоспособности, тогда как в России эта величина составила 2346.2 на 100 тыс.населения.

Распространенность болезней органов дыхания в Республики Татарстан не имеет тенденции к снижению (1995 - 335,1; 1997 г. - 372,4 на 1000 населения) как среди детей (1995 г. - 681,4; 1997 г. - 740,7), так и среди взрослых (1995 г. - 224,2; 1997 г. - 258,9). Смертность от легочных заболеваний в РТ составила 60.1 на 100 000 населения и занимала в структуре смертности 4-е место после заболеваний сердечно-сосудистой системы, несчастных случаев и новообразований.

В Республике Татарстан с развитой индустриальной сетью и мощным аграрно-промышленным комплексом к дальнейшему росту заболеваний органов дыхания предрасполагает экологическое неблагополучие. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников по данным на 1995 год составили почти 300 тыс.тонн. Лабораторные исследования атмосферного воздуха, проводимые центрами Государственного комитета РТ санэпиднадзора показывают, что 10% из них неудовлетворительные, отмечается значительное превышение предельно допустимых концентраций вредных для здоровья веществ в гг. Наб.Челны, Нижнекамске, Казани, Лениногорске, Елабуге. Это создает предпосылку к формированию и росту хронических неспецифических заболеваний легких (ХНЗЛ).

Мероприятия, проводимые в последние годы органами и учреждениями здравоохранения по оказанию медицинской помощи больным неспецифическими заболеваниями органов дыхания недостаточно эффективны, требуют совершенствования программы подготовки специалистов по пульмонологии и приведение их в соответствие с последними достижениями науки и практики, внедрения новых организационных форм оказания этого вида помощи.

Во исполнение приказа МЗ Российской Федерации от 20.10.97 г. № 307 "О мерах по совершенствованию организации пульмонологической помощи населению Российской Федерации" и в целях совершенствования организации пульмонологической службы, повышения качества оказания пульмонологической медицинской помощи больным неспецифическими заболеваниями органов дыхания

УТВЕРДИТЬ:

1. Положение о школах для больных с патологией органов дыхания (Приложение 1).

2. Квалификационную характеристику врача-пульмонолога (Приложение 2).

3. Минимальный перечень препаратов для оказания неотложной пульмонологической помощи в условиях лечебно-профилактического учреждения (Приложение 3).

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Главным врачам районов - создать в течение 1998 года пульмонологические кабинеты в лечебно-профилактических учреждениях Республики Татарстан.

2. Начальникам управлений здравоохранения гг.Казани и Набережные Челны, Бугульмы, Бугульминского района, ТМО г.Альметьевска и Альметьевского района, ТМО и ГТМО г.Нижнекамска, главным врачам Чистопольского, Елабужского районов организовать и решить вопросы оснащения

в г.Казани

в г. Набережных Челнах

в г. Нижнекамске

в г. Бугульме и Бугульминском районе

в Чистопольском районе

в г.Альметьевске и Альметьевском районе

в Елабужском районе

3. Директору департамента по фармации при Министерстве здравоохранения РТ Р.С.Сафиуллину обеспечить наличие в Республике Татарстан препаратов, указанных в Приложении 3.

4. Начальнику планово-экономического отдела Минздрава РТ Камалетдиновой В.Г. согласовать с Министерством финансов и Госкомитетом по труду и занятости РТ реализацию приказа по применению новых штатных нормативов и норм нагрузки врачей-пульмонологов. Предусмотреть в бюджете на 1999 год оснащение пульмонологических кабинетов, отделений и центров Республики Татарстан.

5. Главному врачу Республиканского центра медицинской профилактики Р.В.Тазиеву:

организовать работу по пропаганде медицинских знаний по пульмонологии среди населения, в частности, организовать передачи по телевиденью и радио по проблемам хронического бронхита и бронхиальной астмы.

6. Заместителю министра Н.С.Садыкову:

для аттестации и сертификации врачей-пульмонологов создать аттестационную комиссию в составе:

Н.С.Садыков - зам.министра здравоохранения МЗ РТ.

Л.А.Никольская - зам.министра здравоохранение МЗ РТ,

О.Ш.Самитов - главный специалист по специализированным видам помощи МЗ РТ.

А.А.Визель - профессор, главный пульмонолог МЗ РТ,

Р.С.Фассахов - профессор, главный аллерголог МЗ РТ,

Р.Ш.Валиев - доцент, главный фтизиатр МЗ РТ,

З.М.Берхеева - доцент курса профпатологии и гигиены труда КГМУ,

Н.Ш.Латыпова - главный терапевт УЗ г.Казани,

В.А.Сергеев - к.м.н., главный пульмонолог УЗ г.Казани.

7. Просить ректора Казанской медицинской академии последипломного образования МЗ РФ профессора, академика АН РТ М.К.Михайлова и ректора Казанского медицинского университета МЗ РФ профессора, члена-корреспондента РАМН Н.Х.Амирова о проведении циклов усовершенствования врачей по пульмонологии и по образовательным программам в пульмонологии (астма-школа, бронхит-школа) и аттестационно-сертификационных циклов по специальности "Пульмонология", цикл для врачей скорой помощи по современным методам неотложной терапии в пульмонологии начиная с 1998 года.

8. Главным специалистам Минздрава РТ - аллергологу проф. Р.С.Фассахову, иммунологу проф. В.Н.Цибулькиной, пульмонологу проф. А.А.Визелю:

6.1 Организовать подготовку врачей участковых терапевтов в Республике Татарстан по образовательной программе в пульмонологии "Астма-школа",

6.2 Создать регулярно действующие школы "Астма-школы" для больных бронхиальной астмой на базе пульмонологических и аллергологических центров.

6.3 Создать постоянно действующую школу для больных бронхитом при поликлинике N 2 г.Казани.

9. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра здравоохранения Республики Татарстан Л.А.Никольскую.

МИНИСТР К. Зыятдинов

Исп.: Малышева И.Э.,

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к приказу № 280
Минздрава
Республики Татарстан
от 29 апреля 1998 г.

ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЕ ДЛЯ БОЛЬНЫХ С ХРОНИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИЕЙ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

Неблагоприятное течение ХОЗЛ, прежде всего бронхиальной астмы (БА) и хронического обструктивного бронхита (ХОБ) в значительной степени связано с неосведомленностью больных о своем страдании, отсутствием стереотипов действий при обострении заболевания. В связи с этим в развитых странах мира большое значение придается специальным общеобразовательным программам для больных ХОЗЛ. Опыт работы астма-школ Санкт-Петербурга показал, что после обучения количество госпитализаций больных сократилось со 100% до 8%, практически свелись к нули вызовы скорой помощи. Опыт работы кафедры фтизиопульмонологии Казанского медицинского университета МЗ РФ свидетельствует о том, что 80% больных ХОБ не нуждаются в стационарной помощи, если они в течение одного обострения находились под наблюдением сотрудника кафедры и получили образование по самораспознаванию и своевременному началу лечения обострения, применения индивидуально подобранных бронхолитиков. Эти факты свидетельствуют о том, что разработка и внедрение образовательной системы для больных ХОЗЛ имеет серьезное экономическое обоснование.

Система школ образования больных ХОЗЛ в РТ создается постепенно, сверху вниз с анализом их работы на каждом этапе внедрения. Первые школы создаются в 7-й городской больнице г.Казани (астма-школа, куратор - проф.Р.С.Фассахов), поликлинике РКБ МЗ РТ (астма-школа, куратор - проф. В.Н.Цибулькина), кафедра фтизиопульмонологии КГМУ МЗ РФ и поликлиники N 2 г. Казани (бронхит-школа, куратор - проф. А.А.Визель), пульмонологический центр г.Бугульма (астма-школа и бронхит школа, кураторы проф. Р.С.Фассахов и проф. А.А.Визель). В последующем на базе этих школ проводится дальнейшая подготовка врачей и создание образовательных пульмонологических центров в всех районах Татарстана.

Необходимый перечень условий для работы школ для больных хроническими обструктивными заболеваниями органов дыхания включает в себя следующее:

  1. Аудитория не менее, чем на 12 человек.
  2. Стулья.
  3. Настенный экран.
  4. Настенная доска для рисования.
  5. Слайд-проектор.
  6. Видеоплейер (или видеомагнитофон).
  7. Цветной телевизор с декодером.
  8. Спейсеры.
  9. Пик-флоуметры - 12 штук.
  10. Наборы плакатов.
  11. Наборы слайдов.
  12. Видеофильмы.
  13. Методическая литература для преподавателя.
  14. Тестовые вопросы для пациентов.

Подбор больных проводится участковыми терапевтами при участии кураторов образовательных школ из числа пациентов, посещающих данную поликлинику. Участие больных в обучении добровольное.

Программы обучения пациентов проводятся в соответствии с рекомендациями Российского НИИ пульмонологии МЗ РФ и адаптируются к региону специалистами Минздрава РТ.

Минимальный перечень тем для разбора с больными бронхиальной астмой:

1. Что такое бронхиальная астма.

2. Причины бронхиальной астмы.

3. Простуда и бронхиальная астма.

4. Пикфлоуметрия при бронхиальной астме.

5. Техника использования дозирующих баллончиков и спейсеров.

6. Бронхорасширяющие лекарства.

7. Кромоны в лечении бронхиальной астмы.

8. Гормоны в лечении бронхиальной астмы.

9. Беременность и бронхиальная астма.

10. Как лечить обострения бронхиальной астмы.

Минимальный перечень тем для разбора с больными хроническим обструктивным бронхитом:

1. Что такое хронический бронхит.

2. Что такое бронхиальная обструкция.

3. Пикфлоуметрия при хроническом бронхите.

4. Техника использования дозирующих баллончиков и спейсеров.

5. Бронхорасширяющие лекарства.

6. Муколитические и отхаркивающие средства.

7. Антибактериальные средства в лечении бронхита.

8. Иммуномодуляторы и бактериальные средства.

9. Физиотерапия и дыхательная гимнастика.

10. Профилактика и предупреждение прогрессирования бронхита.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
к приказу № 280
Минздрава
Республики Татарстан
от 29 апреля 1998 г.

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВРАЧА-ПУЛЬМОНОЛОГА

Врач-пульмонолог - высококвалифицированный специалист, имеющий стаж работы не менее пяти лет по терапии (фтизиатрии, аллергологии, торакальной хирургии), аттестованный как врач-лечебник не ниже 2-й категории, обладающий глубокими теоретическими знаниями и практическими навыками, позволяющими ему вести больных с любыми терапевтическими заболеваниями органов дыхания и ориентироваться в легочной хирургической патологии.

I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ ЗНАНИЙ ВРАЧА-ПУЛЬМОНОЛОГА.

1. Основы социальной гигиены и организации пульмонологической помощи населению.

а) Социально-гигиенические факторы, значимые для развития заболеваний органов дыхания.

б) Принципы организации пульмонологической помощи.

в) Основы эпидемиологических исследований.

г) Экономические вопросы пульмонологической помощи.

д) Врачебно-трудовая и медико-социальная экспертиза (МСЭК) при заболеваниях органов дыхания.

е) Обучение больных заболеваниями органов дыхания.

ж) Психологические особенности при работе с больными заболеваниями органов дыхания.

з) Правовые и этические основы деятельности врача.

2. Базисные знания.

а) Клиническая анатомия органов дыхания и средостения.

б) Механизмы защиты легких.

в) Физиология дыхания и газообмена легких.

г) Негазообменные функции легких.

д) Физиология кровообращения и лимфообращения в легких.

3. Методы обследования больных заболеваниями органов дыхания.

а) Клинические методы.

б) Функциональные методы.

в) Рентгенологические методы, включая РКТ.

г) Ультразвуковые исследования при заболеваниях органов дыхания.

д) Радиоизотопные методы исследования.

е) Эндоскопические методы исследования.

ж) ЯМР-томография.

з) Пункционные и биопсийные методы исследования.

и) Инвазивные исследования малого круга кровообращения.

4. Аномалии и пороки развития легких.

Классификация, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, прогноз.

5. Генетически детерминированные заболевания с поражением легких.

Классификация, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, прогноз.

6. Острый бронхит.

Классификация, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, прогноз.

7. Хронический бронхит.

Классификация, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, прогноз.

8. Пневмония.

Классификация, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, прогноз.

9. Нагноительные заболевания легких.

Классификация, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, прогноз.

10. Туберкулез органов дыхания.

Классификация, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, прогноз.

11. Паразитарные заболевания легких.

Классификация, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, прогноз.

12. Грибковые поражения легких.

Классификация, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, прогноз.

13. Заболевания, вызванные воздействием химических и физических факторов.

Классификация, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, прогноз.

14. Бронхиальная астма.

Классификация, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, прогноз.

15. Аллергические поражения легких.

Классификация, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, прогноз.

16. Диссеминированные заболевания органов дыхания, гранулематозы, поражение легких при системных заболеваниях, редкие болезни.

Классификация, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, прогноз.

17. Тромбоэмболия легочной артерии и первичное поражение сосудов легких.

Классификация, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, прогноз.

18. Опухоли и кисты легких и средостения.

Классификация, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, прогноз.

19. Патология плевры.

Классификация, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, прогноз.

20. Легочная гипертензия и легочное сердце.

Классификация, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, прогноз.

21. Неотложные состояния в пульмонологии.

Классификация, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, прогноз.

23. Смежная патология.

а) Основы клинической аллергологии.

б) Основы клинической кардиологии.

в) Основы клинической оториноларингологии.

г) Основы профессиональной патологии легких.

II. ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ.

1. Клинические методы

а) Сбор анамнеза, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация больных с заболеваниями органов дыхания.

б) Интерпретация клинических анализов, цитологического и бактериологического исследования мокроты, крови, мочи, бронхоальвеолярного смыва, плевральной жидкости.

в) Интерпретация биохимических изменений.

г) Интерпретация результатов иммунологических исследований.

д) Интерпретация результатов аллергологического тестирования.

е) Проведение осмотра ЛОР-органов.

ж) Знание принципов проведения химиотерапии и борьбы с осложнениями.

2. Функциональные методы.

а) Проведение и интерпретация результатов электрокардиографии.

б) Проведение исследования функции внешнего дыхания, включая спирометрию, пневмотахометрию, пикфлоуметрию, проведение нагрузочных, бронхолитических, провокационных проб и интерпретация полученных результатов. Интерпретация результатов болиплетизмографии и оценки диффузионной способности легких.

в) Интерпретация результатов исследований газов крови и КЩС.

г) Знание принципов определения давления в легочной артерии косвенными и прямым способом и интерпретация полученных результатов.

3. Лучевые методы.

а) Знание принципов техники проведения рентгенологического исследования легких.

б) Интерпретация результатов рентгеновского исследования, включая компьютерную томографию.

в) Интерпретация результатов ультразвукового исследования сердца и плевральной полости.

г) Интерпретация результатов ЯМР-томографии.

д) Знание принципов техники проведения изотопного исследования легких и интерпретации полученных результатов.

4. Эндоскопические методы.

а) Знание принципов проведения диагностической бронхоскопии и интерпретации полученных результатов.

б) Знание техники проведения трансбронхиальной биопсии, интерпретация полученных результатов.

5. Инвазивные методы исследования.

а) Поведение пункции плевральной полости и интерпретация полученных результатов.

б) Знание принципов техники пункционной биопсии легких, торакоскопии и торакоскопической хирургии.

в) Знание принципов проведения операций на легких.

г) Знание принципов техники катетеризации легочной артерии и полостей сердца.

6. Ведение неотложные состояний в пульмонологии.

а) Проведение всех видов кислородотерапии.

б) Проведение неинвазивной вспомогательной вентиляции легких.

в) Проведение инвазивной искусственной вентиляции легких.

г) Владение современными методами лечения неотложных состояний в пульмонологии.

7. Организация здравоохранения.

а) Проведение статистического анализа.

б) Владение формами медицинской документации.

в) Написание отчетов.

г) Знание принципов освидетельствования на МСЭК.

д) Знание организационных вопросов помощи больным заболеваниями органов дыхания.

е) Владение навыками подготовки врачей общей практики и специалистов других направлений по вопросам пульмонологии.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
к приказу № 280
Минздрава
Республики Татарстан
от 29 апреля 1998 г.

Минимальный перечень препаратов и оборудования для оказания неотложной пульмонологической помощи в условиях Лечебно-профилактического учреждения

Характеристика препарата, изделия

Наименования выбора

1. Баллончик дозирующий аэрозольный с бета-2-адреномиметиком.

Вентолин, сальбутамол, беротек.

2. Баллончик дозирующий аэрозольный с холиноблокатором.

Атровент, оксивент, тиотропиума бромид.

3. Аэрозольная камера - спейсер

Не менее 3-х штук

4. Баллончик аэрозольный со стероидом с низким резорбтивным эффектом.

Фликсотид, ингакорт, бекотид, альдецин, азмакорт.

5. Аминофиллин 2.4% в ампулах для внутривеннно введения

Эуфиллин, аминофиллин, аминомал.

6. Преднизолон в таблетках по 5 мг (не менее 200 мг)

Преднизолон, метилпреднизолон.

7. Глюкокортикоид для внутривенного введения

Преднизолон, метилпреднизолон, гидрокортизон.

8. Антигистаминные препараты для парентерального введения

Димедрол, супрастин, тавегил.

9. Мочегонные препараты для парентерального введения

Лазикс

10. Система для ингаляции увлажненного кислорода

Централизованная или портативная (преимущество отдается концентраторам кислорода и пермеаторам)

11. Пикфлоуметр

Не менее 2-х штук

12. Система для проведения ингаляций в составе компрессора и небулайзеров (ингаляторов).

Растворы для заливки в ингалятор: сальбутамол, беродуал, спиропент, атровент.

13. Набор для трахеостомии

Не менее 2-х наборов

14. Набор инструментов для проведения плевральной пункции, включая аппараты Боброва и систему для активного дренажа плевральной полости.

Не менее 2-х наборов.